Профессор
Преподаваемые дисциплины
  • Теория графов
melnikov@bsu.by
(8 017) 209-50-47
пр. Независимости 4, к. 407

Мельников Олег Исидорович

Профессор, доктор пед. наук, кандидат физ.-мат. наук

Дата рождения: 12 апреля 1946
Место рождения: г.п. Брагин, Гомельская обл.

1960–1965 – студент Могилевского машиностроительного техникума.

1966–1970 – студент математического факультета БГУ.

1970–1973 – стажер-исследователь механико-математического факультета БГУ.

1973–1976 – обучение в аспирантуре Института технической кибернетики АН БССР.

1977 – кандидат физико-математических наук по специальности дискретная математика и математическая логика. (Диссертация: “Некоторые вопросы теории расписаний”, защищена 27.05.1977 в ИМ АН Беларуси).

2006 – доктор педагогических наук по специальности теория и методика обучения и воспитания (математика). (Диссертация: “ Содержание и методика обучения дискретной математике в системе среднего и высшего и среднего образования”, защищена 19.04.2006 в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка).

С 1986 года доцент, c 2007 – профессор кафедры уравнений математической кибернетики механико-математического факультета (сейчас Кафедра математической кибернетики).

Лауреат Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники 1998 года.

Научные интересы

  • теория графов
  • обучение дискретной математике в средней и высшей школах.

Публикации

Книги

  1. Лекции по теории графов. М.: Наука, 1990. 384 с. (Совместно с Емеличевым В. А., Сарвановым В. И., Тышкевич Р. И.)
  2. Lectures on Graph Theory. Manncheim / Vena / Zurich, B. I. Wissenschaftsferlfg, 1994, 364 p. (Совместно с Емеличевым В. А., Сарвановым В. И., Тышкевич Р. И.)
  3. Graph Theory in Exercises. Dordrecht, «Cluver Acad. Vathematics», 1998, 284 p. (Совместно с Емеличевым В. А., Зверовичем И. Э., Сарвановым В. И., Тышкевич Р. И.)
  4. Информатика. Методы алгоритмизации: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. школы. Минск: Нар. асвета, 2000. – 221c. (Совместно с Котовым В. М.)
  5. Незнайка в стране графов. Минск: Беларус. навука, 2000. – 96 с.
  6. Занимательные задачи по теории графов. Минск: ТетраСистемс, 2001. – 144 с.
  7. Высшая математика на базе Mathcad. Минск: Междунар. ин-т трудовых и соц. отношений, 2003. – 272 с. (Совместно Черняком А. А., Новиковым В. А., Кузнецовым А. В.)
  8. Математика для экономистов на базе Mathcad. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 485 с. (Совместно Черняком А. А., Новиковым В. А., Кузнецовым А. В.)
  9. Математика. Эксперимент. пособие для учащихся 11 класса: в 2 частях. Ч.1. Минск: Народная асвета, 2004. – 176 с. (Совместно с Василевским А. В., Гуцановичем С. А., Лавриновичем К. В.)
  10. Математика. Эксперимент. пособие для учащихся 11 класса: в 2 частях. Ч. 2. Минск: Национальный институт образования, 2006. – 136 с. (Совместно с Василевским А. В., Гуцановичем С. А., Лавриновичем К. В.)
  11. Незнайка в стране графов. Изд. 2, исправ. и допол М.: КомКнига, 2006. 160 с.
  12. Обучение дискретной математике. М.: Комкнига, 2007, 224 с.
  13. Теория графов в занимательных задачах. М.: Либроком, 2008, 232 с.
  14. Лекции по теории графов. Изд. 2. Москва, «Либроком», 2009, 392 с. (Совместно с Емеличевым В. А., Сарвановым В. И., Тышкевич Р. И.)
  15. Элементы дискретной математики в занимательных примерах и задачах. Минск: Национальный институт образования, 2008, 80 с. (Совместно с Гуцановичем С. А.)
  16. Математическое моделирование с применением системы Maple. Минск: Национальный институт образования, 2009, 86 с. (Совместно с Морозовым А. А.)
  17. Моделирование оптимизационных задач в системе Maple. Минск: Национальный институт образования, 2010, 88 с. (Совместно с Морозовым А. А.)
  18. Teorha de grafos en problemas recreativos resueltos. –(на исп. языке). M.: URSS, 2011. – 222 pp
  19. Развивающая математика. 3 — 4 классы. Минск: Аверсэв, 2012. 220 с. (Совместно с Янковской Я. О.)

Статьи 

  1. Свойства оптимальных расписаний задачи Беллмана-Джонсона для двух станков. «Известия АН БССР», сер. физ.-мат наук. 1976. № 3. С. 19 – 25.
  2. Устойчивость оптимального расписания задачи Беллмана-Джонсона. «Известия АН БССР», сер. физ.-мат наук. 1976. №6. С. 99 – 101.
  3. Параметрическая задача теории расписаний. «Кибернетика». 1979. №3. С. 53 – 57. (Совместно с Шафранским Я. М.)
  4. О графах и степенных последовательностях: каноническое разложение. «Кибернетика». 1981. №6. С. 5 – 8. (Совместно с Котовым В. М., Тышкевич Р. И.)
  5. Алгоритм распознавания полярности графа с ограниченными параметрами. «Известия АН БССР», сер. физ.-мат наук. 1985. №6. С. 50 – 54. (Совместно с Кожичем П. П.)
  6. Ослабленное условие Хелли и планарность гиперграфов. «Известия АН БССР», сер. физ.-мат наук. 1988. №3. С. 12 – 15. (Совместно с Левиным А. Г.)
  7. Распознавание реберных гиперграфов от гиперграфов с предписанными свойствами. «Известия АН Беларуси», сер. физ.-мат наук. 1996. №2. С. 101 – 105. (Совместно с Тышкевич Р. И., Метельским Ю. М.)
  8. Древовидные реализации гиперграфов. «Доклады АН Беларуси», 1996, т. 40, № 4, С. 15 – 18. (Совместно с Юцкевичем В. Ю.)
  9. Транзитивное замыкание орграфа. «Известия АН Беларуси», сер. физ.-мат наук. 1996. №3. С. 87 – 88. (Совместно с Радчук А. А., Радчуком В. Я.)
  10. Реализация гиперграфов деревьями минимального диаметра. «Дискретная математика», 1997, т. 9, вып. 2, с. 91 – 98.
  11. Realization of hypergraphs by trees of minimal diameter. Discrete mathematics and application, 1997, vol. 7, №3, р. 279 – 287.
  12. Теория графов как составной элемент содержания школьного математического образования. «Матэматыка: праблемы выкладання».– 1999. – №1. – С. 35 – 45.
  13. Методологические аспекты обучения студентов оценкам комбинаторных алгоритмов. «Iнфарматызацыя адукацыi». – 1999. – №2. – С.51 – 62
  14. Соотношение дискретных математических моделей и реальной действительности. «Весн. Магiлеус. дзярж. ун-та». – 1999. – № 2–3. – С. 84 – 88.
  15. Cutpoints of Realization of a Hypergraph. «Rutcor Research Report». – Dec. 1999. – P. 1 – 9. (Совместно с Левиным Ю. Г.)
  16. Использование графовых задач для развития сообразительности школьников. «Матэматыка: праблемы выкладання». – 2001. – № 3. – С. 79 – 90.
  17. Непрерывность и дискретность: проблемы обучения. «Адукацыя i выхаванне». – 2001. – №5. – С.37 – 41.
  18. Аб безупынным вывучэнни дыскретнай матэматыки. «Народная асвета». – 2002. – №1. – С. 41 – 45.
  19. Историко-философские аспекты взаимодействия непрерывной и дискретной математики. «Вестник БГУ». Сер. Философия, социология, история. – 2003. – №1 – С. 42 – 47.
  20. Использование графов при обучении математике. «Начальная школа». – 2003. – №5. – С. 80 – 84.
  21. Графы в обучении математике. «Математика в школе». – 2003. – №8. – С. 67 – 72.
  22. Реализация гиперграфов деревьями наименьшего диаметра. «Весцi НАН РБ». Сер.: физика, математика, информатика. – 2004. – №3. – С. 54 – 57. (Совместно с Вопнярским А. В.)
  23. Концептуальные аспекты непрерывного обучения дискретной математике. «Народная асвета». – 2004. — №12. – С. 12 – 14.
  24. Принципы оценки комбинаторных алгоритмов. «Информатизация образования». – 2007. — №2. – С. 17 – 23.
  25. Сущность и классификация моделей в контексте релизации методологических функций в системе непрерывного образования. «Образование и педагогическая наука». Труды Национального Института образования. Сер. 3, вып. 1. Минск, 2007. С. 139 –145. (Совместно с Гуцановичем С. А.)
  26. Связь культуры моделирования с другими видами культуры при совершенствовании естественно-научного образованияв общеобразовательных учреждениях. «Образование и педагогическая наука». Труды Национального Института образования. Сер. 3, вып. 1. Минск, 2007. С. 244 – 250. (Совместно с Гуцановичем С. А.)
  27. Уступны экзамен, тэсцiравание: што мы атрымливаем и што губляем. «Звязда», № 85, 8 мая 2008 г. (Совместно с Радыно Я. В.)
  28. О стандартах среднего образова-ния по информатике. «Информатизация образования – 2008. Интеграция информационных и педагогических технологий.» Материалы междун. научной конф. Минск, 22 – 25 окт. 2008 г. 626 с. С. 291 – 294. (Совместно с Котовым В. М.)
  29. Методические ас-пекты формирования культуры личности будущего учителя математики и информатики. «Образование и педагогическая наука». Труды Национального Института образования. Сер. 3, вып. 2. Минск, 2008. С. 52 – 62.
  30. Тестовий відбір абітуріэнтів. Стурбаваність першим досвідом. «Математика в школі», № 11-12, 2008. С. 52 – 54. (Совместно с Радыно Я. В.)
  31. Принципы формирования культуры личности обучаемых и их реализация при обучении математике и ин-форматике в школе и вузе. «Весці БДПУ», Сер. 3. №3. 2009. С. 12 –16.
  32. Использование графов при обучении моделированию. «Педагогічны наукі: теорія, історія, інноваційні технологіі”, №2, 2010. С. 50 – 58. (Совместно с Семеняко А. Н.)
  33. Почему студенты не владеют школьной программой. «Комсомольская правда», 1 ноября 2011 г, с. 10. (Совместно с Фельдманом А. М.)
  34. Ценностные ориентиры в контексте мотивации абитуриентов и студентов при изучении предметов математического и естественнонаучного профиля. «Образование и педагогическая наука». Труды Национального института образования». Сер. 3. Вып.3. С. 14 – 18.