Код специальности / Specialty code: 6-05-0533-08
Специальность / Specialty:
Компьютерная математика и системный анализ / Computer mathematics and systems analysis
Учебная дисциплина, модуль / Academic discipline, module:
«Прикладной системный анализ», Системный анализ / “Applied Systems Analysis”, Systems Analysis
Краткое содержание учебной дисциплины, модуля / Brief summary |
Дисциплина предназначена для формирования у студентов системного взгляда на мир, познания сущности системного анализа как методологии исследования сложных систем и процессов, приобретение знаний и навыков, соответствующих квалификации «системный аналитик». Темы: 1. Введение в системный анализ. История системных исследований. 2. Основные системные понятия. Классификация систем. 3. Концепция обратной связи. Каузальные диаграммы. 4. Основные подходы и инструменты системного моделирования. 5. Системные архетипы. Паттерны поведения сложных систем. 6. Системные принципы. Закономерности развития систем. ТРИЗ. 7. Современное понимание системы. Стейкхолдеры. Улучшающее вмешательство. 8. Системные уровни. Холархия систем. Потребности, требования, ограничения. 9. Инженерия требований. Системная схема проекта. |
The course is designed to train specialists capable of effectively gathering, analyzing, and documenting software requirements, as well as developing user interface prototypes. The curriculum covers key methodologies in business analysis, requirements management, and UX design, providing students with the necessary skills for successful work in software development projects. Topics: 1. Introduction to systems analysis. History of systems studies. 2. Basic system concepts. Classification of systems. 3. Concept of feedback. Causal-loop diagrams. 4. Fundamental approaches and tools of system modeling. 5. System archetypes. Patterns of behavior in complex systems. 6. System principles. Patterns of system development. TRIZ. 7. Contemporary understanding of systems. Stakeholders. Improvement intervention. 8. System levels. Hierarchy of systems. Needs, requirements, constraints. 9. Requirements engineering. System project scheme. |
Формируемые компетенции / The formed competences |
Универсальные компетенции: Базовые профессиональные компетенции: |
Universal competencies: Basic professional competencies: |
Результаты обучения (знать, уметь, владеть) / Learning outcomes (know, can, be able) |
знать: – Историю развития системных исследований; – Основные понятия системного анализа; – Концепцию обратной связи и принципы построения каузальных диаграмм; – Основные подходы к моделированию систем; – Основные системные архетипы и пути их разрешения; – Паттерны поведения и закономерности развития сложных систем; – Современное понимание системы и критерий ее успешности; – Разницу между потребностями, требованиями и ограничениями; – Системную схему проекта; уметь: – Выявлять стейкхолдеров проблемной ситуации; – Строить системную холархию; – Строить каузальные диаграммы для заданного контекста; – Выполнять анализ системы; – Выполнять системный анализ проблемной ситуации; владеть: – Методикой системного анализа для разрешения проблемных ситуаций; – Инструментами для построения каузальных диаграмм; – Методикой ТРИЗ при решении проблемных ситуаций. |
know: – The history of systems research development; – Basic concepts of systems analysis; – The concept of feedback and the principles of constructing causal diagrams; – Fundamental approaches to system modeling; – Key system archetypes and ways to resolve them; – Patterns of behavior and development regularities of complex systems; – Modern understanding of systems and criteria for their success; – The difference between needs, requirements, and constraints; – System project scheme; be able to: – Identify stakeholders in a problematic situation; – Construct a system holarchy; – Create causal-loop diagrams for a given context; – Perform system analysis; – Conduct systems analysis of a problematic situation; possess: – Methodology of systems analysis for resolving problematic situations; – Tools for constructing causal diagrams; – TRIZ methodology for solving problematic situations. |
Семестр изучения учебной дисциплины, модуля / Semester of study |
3 |
3 |
Пререквизиты / Prerequisites |
– |
– |
Трудоемкость в зачетных единицах (кредитах) / Credit units |
3 |
3 |
Количество аудиторных часов и часов самостоятельной работы / Academic hour of students’ class work, hours of self-directed learning |
Всего 90 часов, в том числе 36 аудиторных часов, из них: лекции – 18 часов, лабораторные занятия – 14 часов, управляемая самостоятельная работа – 4 часа. |
Total 90 hours, including 36 classroom hours, including: lectures – 18 hours, laboratory classes – 14 hours, self-directed learning – 4 hours. |
Требования и формы текущей и промежуточной аттестации / Requirements and forms of current and interim certification |
Текущая аттестация: отчет по лабораторной работе с устной защитой; отчет по заданиям УСР с устной защитой; контрольный опрос. Промежуточная аттестация: зачет. |
Current certification: report on laboratory work with oral defense; report on the self-directed learning tasks with oral defense; control questioning. Interim certification: test. |