Код специальности / Specialty code: 1-31 03 09
Специальность / Specialty:
Компьютерная математика и системный анализ / Computer mathematics and systems analysis
Учебная дисциплина, модуль / Academic discipline, module:
Вейвлет анализ / Wavelet analysis
Краткое содержание учебной дисциплины, модуля / Brief summary |
Анализ сигналов; анализ временного ряда методом «Гусеница»; оценивание спектра сигнала, Фурье-преобразования. Преобразование Хаара, вейвлеты Хаара; семейства ортогональных вейвлетов Добеши; кратномасштабный анализ, дискретное вейвлет-преобразование; вейвлетограмма сигнала, вейвлет-пакеты. Вейвлет-анализ изображений; кривые последовательного деления; B-сплайны; алгоритмы Кокса-деБура и деБура. Лифтинг-схема дискретного вейвлет-преобразования; полифазная матрица дискретного вейвлет-преобразования; связь полифазных матриц с лифтинг-схемой и фильтрами; алгоритм Евклида разложения полифазной матрицы. |
Signal analysis; time series analysis using the SSA method; signal spectrum estimation, Fourier transform. Haar transform, Haar wavelets; families of orthogonal Daubechies wavelets; multiresolution analysis, discrete wavelet transforms; waveletogram of a signal, wavelet packets. Wavelet analysis of image; recursive division of curves; B-splines; Cox-deBoor and deBoor algorithms. Lifting scheme of discrete wavelet transform; polyphase matrix of discrete wavelet transform; connection of polyphase matrices with a lifting scheme and filters; Euclidean algorithm for polyphase matrix decomposition. |
Формируемые компетенции / The formed competences |
Академические компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (креативность). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером. Социально-личностные компетенции: СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). Профессиональные компетенции: ПК-1. Использовать фундаментальные математические знания в качестве основы при проведении прикладных исследований; ПК-2. Понять поставленную задачу, оценить ее корректность; ПК-4. Самостоятельно разрабатывать алгоритмы решения и их анализировать; ПК-5. Получать результат на основе анализа, его корректно формулировать, видеть следствия сформулированного результата; ПК-6. Передавать результат проведённых исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления; ПК-11. Разрабатывать и реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий; ПК-13. Разрабатывать и анализировать алгоритмы, протоколы, вычислительные модели и модели данных для реализации функций и сервисов систем информационных технологий; ПК-14. Использовать математические и компьютерные методы исследований при анализе современных естественнонаучных, экономических, социально-политических процессов. ПК-22. Определять цели инноваций и способы их достижения. ПК-23. Применять методы анализа и организации внедрения инноваций. |
Academic competencies: AC-1. Be able to apply basic scientific and theoretical knowledge to solve theoretical and practical problems. AC-2. Possess systemic and comparative analysis. AC-3. Possess research skills. AC-4. Be able to work independently. AC-5. Be able to generate new ideas (creativity). AC-6. Have an interdisciplinary approach to problem solving. AC-7. Have skills related to the use of technical devices, data management and computer operation. Social and personal competencies: SPC-5. Be capable of criticism and self-criticism (critical thinking). Professional competencies: PC-1. Use fundamental mathematical knowledge as a basis for applied research; PC-2. Understand the task, evaluate its correctness; PC-4. Independently develop solution algorithms and analyze them; PC-5. Obtain a result based on the analysis, formulate it correctly, see the consequences of the formulated result; PC-6. Communicate the results of the research carried out in the form of specific recommendations expressed in terms of the subject area of the phenomena being studied; PC-11. Develop and implement life cycle processes of information systems, software, service systems, information technologies; PC-13. Develop and analyze algorithms, protocols, computational models and data models to implement functions and services of system information technologies; PC-14. Use mathematical and research methods in the analysis of modern computer natural science, economic, socio-political processes. PC-22. Determine the goals of innovation and ways to achieve them. PC-23. Apply methods for analyzing and organizing innovative innovations. |
Результаты обучения (знать, уметь, владеть) / Learning outcomes (know, can, be able) |
Знать: • теорию и методы кратно-масштабного анализа и синтеза сигналов; • алгоритмы дискретного вейвлет-преобразования. Уметь: • анализировать, сравнивать, распознавать и синтезировать сигналы; • конструировать вейвлет семейства; • конструировать различные схемы дискретного вейвлет-преобразования и применять их в практических задачах. Владеть: • методами выделения главных компонент сигнала; • навыками работы с пакетами «Mathematica». |
know: • theory and methods of multiple-scale analysis and signal synthesis; • discrete wavelet transform; be able to: • analyze, compare, recognize and synthesize signals; • construct a wavelet family; • construct various discrete wavelet transform schemes and apply them in practical problems; possess: • methods for extracting the signal principal components; • skills in working with Mathematica packages. |
Семестр изучения учебной дисциплины, модуля / Semester of study |
7 |
7 |
Пререквизиты / Prerequisites |
Основы анализа, компьютерная математика, алгебра и геометрия, дифференциальные уравнения, статистика. |
Fundamentals of analysis, computer mathematics, algebra and geometry, differential equations, statistics. |
Трудоёмкость в зачётных единицах (кредитах) / Credit units |
4 |
4 |
Количество аудиторных часов и часов самостоятельной работы / Academic hour of students’ class work, hours of self-directed learning |
Всего 146 часов, в том числе 72 аудиторных часов, из них: лекции – 36 часов, лабораторные занятия – 32 часов, управляемая самостоятельная работа – 4 часа. |
Total 146 hours, including 72 hours of classwork, including: lectures – 36 hours, laboratory classes – 32 hours, guided self-directed learning – 4 hours. |
Требования и формы текущей и промежуточной аттестации / Requirements and forms of current and interim certification |
Текущий контроль знаний проходит в форме собеседования, отчётов по лабораторным работам с устной защитой, контрольных работ. Форма промежуточной аттестации: зачёт, экзамен. |
Forms of current certification: interviews, laboratory reports with oral defense, tests. Forms of interim certification: credit, exam. |