Методика преподавания информатики

Специальность / Speciality: 1-31 03 01 Математика / Mathematics

Направление / Direction: 1-31 03 01-02 Математика (научно-педагогическая деятельность) /

 Mathematics (scientific and pedagogical activity)

Учебная дисциплина, модуль / Academic discipline, module: Методика преподавания информатики, 

модуль «Методика преподавания математики и информатики» /

 Methodology for teaching computer science, module «Methodology for teaching Mathematics  and computer science»

 

Краткое содержание учебной дисциплины, модуля / Brief summary

Введение. Понятие информатики. История преподавания школьной информатики, её современное состояние и краткое содержание.

1. Теоретические основы методики преподавания информатики. Дисциплина «Методика преподавания информатики» в системе педагогических знаний.  Цели преподавания информатики. Принципы дидактики и преподавание информатики. Методы и организационные формы обучения информатике. Технические и программные средства обучения информатике. Урок информатики. Контроль и оценка знаний по информатике. Содержательная характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий по информатике.

2. Методика преподавания основ алгоритмизации и программирования. Общие методические особенности преподавания основ алгоритмизации и программирования (ОАиП). Методика преподавания линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов и программ. Методика преподавания массивов, символов и строк. Преподавание программирования на кружках, факультативах, в лицеях, специализированных классах и школах. Методика преподавания основ веб-конструирования. 

3. Методика преподавания основных тем. Методика преподавания вопросов, связанных с информацией. Методика преподавания аппаратного и системного программного обеспечения. Методика преподавания текстовых и графических редакторов.  Методика преподавания компьютерных презентаций. Методика преподавания электронных таблиц и систем управления базами данных. Методика преподавания коммуникационных технологий и сети Интернет. 

Introduction. Computer science concept. History of teaching school computer science, its current state and summary.

1. Theoretical foundations of the methodology of teaching computer science. The discipline “Methods of teaching computer science” in the system of pedagogical knowledge.  Goals of teaching computer science. Principles of didactics and teaching computer science. Methods and organizational forms of teaching computer science. Hardware and software for teaching computer science. Computer science lesson. Monitoring and assessment of knowledge in computer science. Content characteristics of educational programs, textbooks and teaching aids in computer science.

2. Methods of teaching the basics of algorithmization and programming. General methodological features of teaching the fundamentals of algorithmization and programming (OA&P). Methods of teaching linear, branching and cyclic algorithms and programs. Methods for teaching arrays, characters and strings. Teaching programming in clubs, electives, lyceums, specialized classes and schools. Methodology for teaching the basics of web design. 

3. Methodology for teaching main topics. Methodology for teaching questions related to information. Methods of teaching hardware and system software. Methods of teaching text and graphic editors.  Methods of teaching computer presentations. Methodology for teaching spreadsheets and database management systems. Methods of teaching communication technologies and the Internet.

Формируемые компетенции / The formed competences

Владеть классическими и современными методиками преподавания математики и информатики. 

Master classical and modern methods of teaching mathematics and computer science.

Результаты обучения (знать, уметь, владеть) / Learning outcomes (know, can, be able)

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

знать:

основные понятия и принципы дидактики информатики;

структурные элементы урока и основные требования к ним;

виды планирования деятельности учителя;

методы и организационные формы обучения школьной информатике;

программы по информатике, структуру и содержание учебных пособий и учебников;

учебно-методическое, техническое и программное обеспечение предмета;

уметь: 

осуществлять планирование работы учителя;

разрабатывать и составлять план-конспект урока, факультатива, кружка и других видов, и форм учебной деятельности; 

выполнить анализ проведения урока, факультатива, кружка;

использовать современное программное обеспечение, электронные и бумажные учебные пособия и педагогические технологии в учебном процессе; 

организовать работу в современном кабинете информатики;

осуществлять внеклассную и внешкольную работу;

владеть:

классическими и новыми методами обучения; 

организационными формами проведения занятий;

различными методами контроля и оценки знаний учащихся.

As a result of mastering the academic discipline, the student must

know:

basic concepts and principles of computer science didactics;

structural elements of the lesson and basic requirements for them;

types of teacher activity planning;

methods and organizational forms of teaching school computer science;

computer science programs, structure and content of teaching aids and textbooks;

educational, methodological, technical and software of the subject;

be able to

plan the teacher’s work;

develop and draw up a lesson plan, elective, club and other types and forms of educational activities; 

analyze the conduct of a lesson, elective, or study group;

use modern software, electronic and paper teaching aids and pedagogical technologies in the educational process;

organize work in a modern computer science classroom;

carry out extracurricular and extracurricular work;

can:

classical and new teaching methods; 

organizational forms of conducting classes;

various methods of monitoring and assessing students’ knowledge.

Семестр изучения учебной дисциплины, модуля / Semester of study

5

5

Пререквизиты / Prerequisites

«Методы программирования», «Технологии программирования», «Методика преподавания математики», «Педагогика», «Психология».

“Programming methods”, “Programming technologies”, “Methods of teaching mathematics”, “Pedagogy”, “Psychology”.

Трудоемкость в зачетных единицах (кредитах) / Credit units

3

3

Количество аудиторных часов и часов самостоятельной работы / Academic hour of students’ class work, 

hours of self-directed learning

— для очной формы 36 часов, из них: лекции – 24, семинарские занятия –  10, управляемая самостоятельная работа – 2;

 – для заочной формы – 8 часов, из них 6 часов лекций и 2 семинарских занятия

–for full-time study 36 hours, of which: lectures – 24 hours, seminars – 10 hours, guided independent work  – 2 hours;

 – for correspondence courses – 8 hours, of which            6 hours lectures and 2 hours seminars.

Требования и формы текущей и промежуточной аттестации / Requirements and forms of current and interim certification

Реферат, доклад, коллоквиум, экзамен.

Abstract, report, colloquium, exam.