1. |
Название дисциплины |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
|
2. |
Курс обучения специальность |
3, специальность Механика и математическое моделирование |
3. |
Семестр обучения |
5 |
4. |
Количество кредитов |
3 |
5. |
Ф.И.О. лектора |
Чесалин Владимир Иванович |
6. |
Цели изучения дисциплины |
Освоение студентами языка современной математики, владение общими конструкциями и умение их применять в теоретических и прикладных задачах. Ознакомление студентов с основными принципами функционального анализа и примерами их приложений. Дальнейшее формирование у студентов навыков абстрактного математического мышления и умения применять его в конкретных задачах, повышение их математической культуры. В результате изучения студент должен уметь: — выявлять конструкции функционального анализа в конкретных задачах; — устанавливать свойства отображений в функциональных пространствах; — применять результаты функционального анализа для решения теоретических и прикладных задач. |
7. |
Пререквизиты |
Алгебра и теория чисел, Дискретная математика, Аналитическая геометрия, Математический анализ, Дифференциальные уравнения, Теория функций комплексного переменного |
8. |
Содержание дисциплины |
Раздел 1. МЕТРИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА. Тема 1.1. Метрические пространства. Топология, порожденная метрикой. Основные примеры функциональных метрических пространств. Полные пространства. Теорема о пополнении. Раздел 2. НЕПРЕРЫВНЫЕ, РАВНОМЕРНО НЕПРЕРЫВНЫЕ И ЛИПШИЦЕВЫ ОТОБРАЖЕНИЯ. Тема 2.1. Сжимающие отображения. Теоремы о продолжении. Принцип сжимающих отображений и его применение к интегральным уравнениям. Раздел 3. МЕРА И ИНТЕГРАЛ ЛЕБЕГА. Тема 3.1. Общее понятие меры. Задача о пополнении пространства непрерывных функций с интегральной метрикой. Системы подмножеств: кольца, алгебры, -алгебры. Тема 3.2. -аддитивные меры. -аддитивность длины. Продолжение меры по Лебегу. Основная теорема. Мера Лебега и меры Лебега-Стилтьеса на прямой. Измеримые функции, простые функции. Интеграл от простой функции. Общее определение интеграла Лебега. Тема 3.3. Теоремы о предельном переходе под знаком интеграла. Неравенства Юнга, Гельдера, Минковского. Пространства , их полнота. Применение принципа сжимающих отображений к интегральным уравнениям в . Раздел 4. НОРМИРОВАННЫЕ ПРОСТРАНСТВА. Тема 4.1. Векторные, нормированные, банаховы пространства. Ряды в банаховых пространствах. Линейные операторы. Норма ограниченного оператора. Пространство линейных ограниченных операторов. Теорема Банаха-Штейнгауза. Раздел 5. ГИЛЬБЕРТОВЫ ПРОСТРАНСТВА. Тема 5.1. Гильбертовы пространства. Определение скалярного произведения. Неравенство Коши-Буняковского. Теорема о проекции. Теорема о рядах Фурье. Раздел 6. ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ В БАНАХОВЫХ ПРОСТРАНСТВАХ. Тема 6.1. Обратимые операторы. Теоремы об обратимости. Тема 6.2. Спектр и резольвента линейного ограниченного оператора. Теорема Банаха об обратном операторе. Раздел 7. СОПРЯЖЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА И СОПРЯЖЕННЫЕ ОПЕРАТОРЫ. Тема 7.1. Линейные ограниченные функционалы. Теорема Хана-Банаха. Общий вид линейного ограниченного функционала в гильбертовых и некоторых других конкретных пространствах. Тема 7.2. Сопряженные пространства и операторы. Теорема об условиях разрешимости линейного уравнения. Раздел 8. УРАВНЕНИЯ С КОМПАКТНЫМИ ОПЕРАТОРАМИ. Тема 8.1. Компактные операторы. Альтернатива Фредгольма для уравнений с операторами конечного ранга. Компактность интегральных операторов в конкретных пространствах. Критерий конечномерности нормированного пространства. Тема 8.2. Теория Рисса-Шаудера для уравнений с компактными операторами в гильбертовом пространстве. Альтернатива Фредгольма для интегральных уравнений в прстранствах и .
|
9. |
Рекомендуемая литература |
Основная литература:
1. Антоневич, А. Б. Функциональный анализ и интегральные уравнения : учебник / А. Б. Антоневич, Я. В. Радыно. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : БГУ, 2006. – 430 с. 2. Антоневич, А. Б. Функциональный анализ и интегральные уравнения : учеб. пособие / А. Б. Антоневич, М. Х. Мазель Я. В. Радыно. – Минск : БГУ, 2011. – 319 с. 3. Колмогоров, А. Н. Элементы теории функций и функционального анализа / А. Н. Колмогоров, С. В. Фомин. 7-е изд. – М. : Физматлит, 2004. – 572 с. 4. Люстерник, Л. А. Краткий курс функционального анализа / Л. А. Люстерник, В. И. Соболев. 2-е изд., стер. – М. : Физматлит, 2009. – 272 с. 5. Треногин, В. А. Функциональный анализ / В. А. Треногин. 3-е изд., испр. – М. : Физматлит, 2002. – 488 с.
Дополнительная литература:
6. Березанский, Ю. М. Функциональный анализ. Курс лекций : учеб. пособие / Ю. М. Березанский, Г. Ф. Ус, З. Г. Шефтель. – К. : Выща школа, 1990. – 600 с. 7. Ворович, И. И. Функциональный анализ и его приложения в механике сплошной среды : учеб. пособие / И. И. Ворович, Л. П. Лебедев. 3-е изд., испр. – М. : Вузовская книга, 2000. – 488 с. 8. Кириллов, А. А. Теоремы и задачи функционального анализа / А. А. Кириллов, А. Д. Гвишиани. – М. : Наука, 1979. – 488 с. 9. Антоневич, А. Б. Задачи и упражнения по функциональному анализу : учеб. пособие для мат. спец. вузов/ А. Б. Антоневич, П. Н. Князев, Я. В. Радыно; Под ред. С. Г. Крейна – Минск : Выш. школа, 1978. – 208 с.
|
10. |
Методы преподавания |
интерактивные методы обучения (работа в малых группах (команде), проблемное обучение) организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность означает, что каждый студент вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи |
11. |
Язык обучения |
Русский |
12. |
Условия (требования), текущий контроль |
— контрольная работа; — коллоквиум Оценка на экзамене выставляется с учетом: 30% работа на практических занятиях, 70% – устный экзамен |
13. |
Форма аттестации |
Экзамен |