1. |
Название дисциплины |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА |
2. |
Курс обучения
|
4, специальность Компьютерная математика и системный анализ |
3. |
Семестр обучения |
7 |
4. |
Количество кредитов |
4 |
5. |
Ф.И.О. лектора |
Яблонский Олег Леонидович |
6. |
Цели изучения дисциплины |
создать базу знаний и навыков у студентов в области математической статистики ознакомление студентов с основными принципами и методами математической статистики и примерами их приложений дальнейшее формирование у студентов навыков абстрактного математического мышления и умения применять его в конкретных задачах, повышение их математической культуры |
7. |
Пререквизиты |
Алгебра и теория чисел, Дискретная математика, Аналитическая геометрия, Математический анализ, Дифференциальные уравнения, Теория функций комплексного переменного, Функциональный анализ, Теория вероятностей |
8. |
Содержание дисциплины |
Раздел 1. Основы теории случайных процессов (в обзорном порядке). Тема 1.1. Определение случайного процесса. Процессы с дискретным и непрерывным временем. Траектории случайного процесса. Тема 1.2. Случайные процессы с независимыми приращениями. Примеры: пуассоновский случайный процесс и случайный процесс броуновского движения. Раздел 2. Элементы математической статистики. Тема 2.1. Предмет и задачи математической статистики. Тема 2.2. Основные понятия выборочной теории: выборка, вариационный ряд, гистограмма, полигон частот, эмпирическая функция распределения, теорема Гливенко. Распределения порядковых статистик. Выборочные моменты. Асимптотическая нормальность выборочных моментов. Тема 2.3. Оценивание неизвестных параметров. Состоятельность (сильная состоятельность) оценок. Смещенные и несмещенные оценки, оптимальные оценки. Неравенство Рао – Крамера. Эффективность. Методы максимального правдоподобия и моментов. Достаточные статистики. Доверительное оценивание. Тема 2.4. Проверка статистических гипотез. Критерии хи-квадрат Пирсона для проверки гипотез о виде распределения, однородности и независимости. Равномерно наиболее мощные критерии. Тема 2.5. Параметрические гипотезы. Лемма Неймана – Пирсона. Примеры. Тема 2.6. Линейная регрессия и метод наименьших квадратов. |
9. |
Рекомендуемая литература |
Основная литература: 1. Боровков А. А. Теория вероятностей. М.: Наука, 1986. 2. Вентцель А.Д. Курс теории случайных процессов. – М.: Наука, 1978. 3. Гихман И. И., Скороход А. В., Ядренко М. И. Теория вероятностей и математическая статистика. Киев: Вища шк., 1979. 4. Гнеденко Б. В. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1988. 5. Зуеў М. М., Сячко Ул. Ул. Тэорыя iмавернасцей i матэматычная статыстыка. Мазыр: Белы вецер, 2000. 6. Ивченко Г. И., Медведев Ю. И. Математическая статистика. М.: Высш. шк., 1984. 7. Лазакович Н.В., Сташулёнок С.П., Яблонский О.Л. Теория вероятностей : учебник. – 3-е изд., с изменен. – Минск : БГУ, 2013. 8. Розанов Ю. А. Теория вероятностей, случайные процессы, математическая статистика. М.: Наука, 1985. 9. Севастьянов Б. А. Курс теории вероятностей и математической статистики. М.: Наука, 1982. 10. Чистяков В. П. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1987. 11. Ширяев А. Н. Вероятность. М.: Наука, 1989. Дополнительная литература: 12. Большев Л. Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983. 13. Колмогоров А. Н. Основные понятия теории вероятностей. М.: Наука, 1974. 14. Крамер Г. Математические методы статистики. М.: Мир, 1976. 15. Круглов В. М. Дополнительные главы теории вероятностей. М.: Высш. шк., 1984. 16. Лазакович Н.В., Сташулёнок С.П., Яблонский О.Л. Курс теории вероятностей : электронное учебное пособие. – Минск : Электронная книга БГУ, 2003. 17. Леман Э. Проверка статистических гипотез. М.: Наука, 1964. 18. Партасарати К. Введение в теорию вероятностей и теорию меры. М.: Мир, 1983. 19. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. М.: Мир, 1984.Т.1,2. 20. Хеннекен П. А., Тортра А. Теория вероятностей и некоторые ее приложения. М.: Наука, 1974. Сборники задач по дисциплине ”Теория вероятностей и математическая статистика”: 21. Жданович В.Ф., Лазакович Н.В. Радыно Н.Я. Задания к лабораторным работам по курсу теории вероятностей и математической статистики в двух частях. Ч.1. Минск, 1998. 22. Жданович В.Ф., Лазакович Н.В. Радыно Н.Я., Стушулёнок С.П. Задания к лабораторным работам по курсу теории вероятностей и математической статистики в двух частях. Ч.2. Минск, 1999. 23. Мешалкин Л.Д. Сборник задач по теории вероятностей. М: МГУ, 1963. 24. Прохоров А.В., Ушаков В.Г., Ушаков Н.Г.Задачи по теории вероятностей: Основные понятия. Предельные теоремы. Случайные процессы. М: Наука, 1986. 25. Севастьянов Б. А., Чистяков В. П., Зубков А. М. Сборник задач по теории вероятностей. М: Наука,1989. 26. Теория вероятностей : практикум : учеб. пособие для студ вузов по мат. спец. : в 2 ч. Ч. 1 / [авт.: Н. В. Лазакович, Е. М. Радыно, С. П. Сташулёнок, С. Л. Штин, О.Л. Яблонский] ; под ред. Н. В. Лазаковича. — Минск : БГУ, 2011. – 147 с. 27. Теория вероятностей : практикум : учеб. пособие для студ вузов по мат. спец. : в 2 ч. Ч. 2 / [авт.: Н. В. Лазакович, Е. М. Радыно, С. П. Сташулёнок, А. Г. Яблонская, О.Л. Яблонский] ; под ред. Н. В. Лазаковича. — Минск : БГУ, 2014.– 175с. Справочная литература: 28. Прохоров Ю.В., Розанов Ю.А. Теория вероятностей. М.: Наука, 1973 29. Справочник по теории вероятностей и математической статистике. Королюк В. С., Портенко Н. И., Скороход А.В., Турбин А. Ф.— М: Наука, 1985. |
10. |
Методы преподавания |
интерактивные методы обучения (работа в малых группах (команде), проблемное обучение) организуеются с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность означает, что каждый студент вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи |
11. |
Язык обучения |
Русский |
12. |
Условия (требования), текущий контроль |
— контрольная работа; — коллоквиум Оценка на экзамене выставляется с учетом: Оценка на экзамене выставляется с учетом: 30% — работа на лабораторных и практических занятиях, 70% — устный экзамен. |
13. |
Форма аттестации |
экзамен |