Специальность / Speciality: 6-05-0533-07 Математика и компьютерные науки / Mathematics and Computer Science
Профилизации / Profiling: Веб-программирование и интернет-технологии / Web Development and Internet Technologies;
Математическое и программное обеспечение мобильных устройств / Math and software for mobile devices
Учебная дисциплина, модуль / Academic discipline, module: Численные методы, модуль «Численные методы» / Numerical methods, module «Numerical methods»
Краткое содержание учебной дисциплины, модуля / Brief summary |
Введение. Об основных задачах и содержании вычислительной математики. Содержание и назначение вычислительного эксперимента в трактовке А.А. Самарского. Элементы теории погрешностей. Значащие и верные цифры в записи приближенного числа. Абсолютная и относительная погрешности. Погрешности арифметических операций. Прямая и обратная задачи теории погрешностей. Примеры неустойчивых алгоритмов. Погрешность вычислений на ЭВМ. Погрешность округлений и компьютерная запись чисел. Интерполирование и приближение функций. Системы функций Чебышева. Интерполирование обобщенными многочленами. Алгебраическое интерполирование. Построение интерполяционного многочлена в форме Лагранжа. Конечные разности. Разделенные разности, их свойства. Интерполяционный многочлен Ньютона. Представление погрешности интерполирования. Минимизация погрешности интерполирования дискретно заданных функций. Многочлены Чебышева. Минимизация погрешности интерполирования для функций, заданных на отрезке. Интерполирование по равноотстоящим узлам. Интерполирование сплайнами. Интерполяционная задача Эрмита. Тригонометрическое интерполирование. Дискретное и быстрое преобразование Фурье. Численное дифференцирование и оценка его погрешности. Задача аппроксимации. Метод наименьших квадратов. |
Introduction. On the main tasks and content of computational mathematics. The content and purpose of the computational experiment as interpreted by A.A. Samarsky. Elements of error theory. Significant and correct digits in writing approximate numbers. Absolute and relative errors. Errors in arithmetic operations. Direct and inverse problems of error theory. Examples of unstable algorithms. Error in computer calculations. Rounding error and computer recording of numbers. Interpolation and approximation of functions. Systems of Chebyshev functions. Interpolation by generalized polynomials. Algebraic interpolation. Construction of an interpolation polynomial in Lagrange form. Finite differences. Separated differences, their properties. Newton’s interpolation polynomial. Interpolation error representation. Minimizing the interpolation error of discretely specified functions. The Chebyshev polynomials. Minimization of interpolation error for functions specified on a segment. Interpolation by equally spaced nodes. Spline interpolation. The Hermite interpolation problem. Trigonometric interpolation. Discrete and fast transform of Fourier. Numerical differentiation and estimation of its error. Approximation problem. Least square method. |
Формируемые компетенции / The formed competences |
Специализированная компетенция: осуществлять обоснованный выбор рациональной численной методики для решения типовых математических задач, проводить ее реализацию с использованием современных программных средств компьютерных вычислений, оценивать корректность полученных результатов и анализировать возможности альтернативных подходов. |
Specialized competence: make a reasonable choice of a rational numerical technique for solving standard mathematical problems, carry out its implementation using modern computer software, evaluate the correctness of the results obtained and analyze the possibilities of alternative approaches. |
Результаты обучения (знать, уметь, владеть) / Learning outcomes (know, can, be able) |
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: источники погрешности численных результатов; понятия устойчивости, сходимости и вычислительной сложности численных алгоритмов; требования корректности постановки задачи; основные приемы оценки погрешности численных методов; назначение и вычислительные качества наиболее популярных численных методов интерполирования (формулы Лагранжа и Ньютона, метод наилучшего приближения в среднеквадратичной норме), приближенного интегрирования (формулы трапеций и Симпсона, методы типа Гаусса наивысшей алгебраической степени точности); современные тенденции в развитии методов численного решения математических и прикладных задач; уметь: оценить корректность постановки задачи; выбрать адекватный метод для численного решения поставленной задачи; использовать численные методы для решения математических задач алгебры, анализа и дифференциальных уравнений; анализировать достоверность и трактовать численные результаты; владеть: навыками работы с современными программными средствами численного решения математических и прикладных задач; навыками программирования численных алгоритмов; основными приемами априорной и апостериорной оценки погрешности численного решения задач алгебры и анализа. |
As a result of mastering the academic discipline, the student must know: – sources of error in numerical results; – concepts of stability, convergence and computational complexity of numerical algorithms; – requirements for the correctness of the problem statement; – basic techniques for assessing the error of numerical methods; – the purpose and computational qualities of the most popular numerical interpolation methods (Lagrange and Newton formulas, the method of best approximation in the root mean square norm), approximate integration (Trapezoidal and Simpson formulas, Gauss-type methods of the highest algebraic degree of accuracy); – advantages and disadvantages of explicit and implicit numerical methods for solving differential equations; – modern trends in the development of methods for numerical solution of mathematical and applied problems; can: – evaluate the correctness of the problem statement; – choose an adequate method for numerical solution of the problem; – use numerical methods to solve mathematical problems of algebra, analysis and differential equations; – analyze the reliability and interpret numerical results; be able to: – skills of working with modern software for numerical solution of mathematical and applied problems; – skills in programming numerical algorithms; – basic techniques for a priori and a posteriori error estimation in numerical solutions of algebra and analysis problems. |
Семестр изучения учебной дисциплины, модуля / Semester of study |
3 |
3 |
Пререквизиты / Prerequisites |
– Введение в компьютерные математические системы, – Алгебра и теория чисел, – Математический анализ. |
– Introduction to computer mathematical systems, – Algebra and number theory, – Mathematical analysis. |
Трудоемкость в зачетных единицах (кредитах) / Credit units |
2 зачетные единицы. |
2 credit units. |
Количество аудиторных часов и часов самостоятельной работы / Academic hour of students’ class work, hours of self-directed learning |
Всего 80 часов, из них 32 аудиторных часа и 48 часов самостоятельной работы. |
A total of 80 hours, of which 32 academic hours of students’ class work and 48 hours of self-directed learning. |
Требования и формы текущей и промежуточной аттестации / Requirements and forms of current and interim certification |
Опрос, письменный отчет с устной защитой по лабораторной работе, письменный отчет с устной защитой по домашнему заданию, письменный отчет с устной защитой по решению задач и упражнений, контрольная работа. Зачет. |
Survey, written report with oral defense on laboratory work, written report with oral defense on homework, written report with oral defense on solving problems and exercises, verification work. End-of-term tests. |