Кафедра общей математики и информатики

Публикации

Преподавание высшей математики и информатики для студентов-нематематиков осуществляется на основе концепции профессиональной направленности преподавания, в содержание которой входит принцип адаптации этих курсов к требованиям математической и компьютерной подготовки соответствующих специалистов. Основной материал лекций дополняется элементами математического моделирования некоторых процессов и явлений, которые изучают студенты данной специальности на профильных предметах. Задачи, предлагаемые на практических занятиях, подбираются в соответствии с основной специализацией студентов, при этом показывается возможность применения математических знаний и навыков работы с компьютером в сфере их профессиональной деятельности. Для преподавания математики и информатики с учетом специфики специальностей факультетов на кафедре создано соответствующее учебно-методическое обеспечение. Вот некоторые из учебных пособий, изданных в последние годы:

  1. Еровенко, В.А. Избранные главы курса «Основы высшей математики» для философов: методическое пособие для студентов-заочников / В.А. Еровенко, М.В. Мартон. – Минск: БГУ, 2009. – 68 с.
  2. Еровенко, В.А. Основы высшей математики для студентов-международников в примерах и задачах: учебно-методическое пособие / В.А. Еровенко, О.М. Матейко, Е.К. Щетникович. – Минск: БГУ, 2012. – 69 с.
  3. Гусак, А.А. Высшая математика : Учебник для студентов вузов : в 2 т. / А.А. Гусак. – 7-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – Т.1.– 544 с., Т.2. – 448 с. (с грифом Министерства образования Республики Беларусь)
  4. Гусак, А.А. Теория вероятностей. Справочное пособие к решению задач / А.А. Гусак, Е.А. Бричикова. – 7-е издание. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 288 с.
  5. Гусак, А.А. Справочник по высшей математике / А.А. Гусак, Г.М. Гусак, Е.А. Бричикова.– 9-ое изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 640 с.
  6. Гусак, А.А. Основы высшей математики / А.А. Гусак, Е.А. Бричикова. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 208 с.
  7. Матейко, О.М. Высшая математика для географов : учеб. пособие : в 2 ч. / О.М. Матейко, А.Н. Таныгина. – Минск: БГУ, 2012. – Ч. 1. – 271 с., 2013. – Ч. 2. – 175 с. (С грифом Министерства образования Республики Беларусь)
  8. Барвенов, С.А. Компьютер в работе юриста. Обучающий курс / С.А. Барвенов. С.В. Демьянко. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 256 с.
  9. Велько, О.А. Математические методы в психологии / И. П. Мацкевич [и др.]. – Минск: МИУ, 2009. – 3-е изд. – 188 с.
  10. Велько, О.А. Теория вероятностей и математическая статистика: учебно-методический комплекс / В. А. Петров, Г. К. Игнатьева, О. А. Велько. – 2-е изд. – Минск: МИУ, 2009. – 268 с.
  11. Велько, О.А. Статистические методы в психологии: учебно-методический комплекс / И. П. Мацкевич [и др.]. – 2-е изд. – Минск: МИУ, 2012. – 194 с.
  12. Гулина, О.В. Основы математического анализа для экономистов: избранные темы: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей / О.В. Гулина. – Минск: БГУ, 2012. – 80 с.
  13. Дегтяренко, Н.А. Математическая статистика. Пособие по курсу «Высшая математика» для студентов химического факультета. / Н.А. Дегтяренко, О.Г Душкевич. – Минск: БГУ, 2008. – 141 с.
  14. Демьянко, С.В. Методические рекомендации по курсу «Основы информационных технологий»: для студентов-заочников юридического факультета В 2 ч. Ч. 1: Текстовый процессор Microsoft Word / С.В. Демьянко, Н.А. Воронкина. – Минск: БГУ, 2008. – 44 с.
  15. Демьянко, С.В.     Методические рекомендации по курсу «Основы информационных технологий»: для студентов-заочников юр. фак. В 2 ч. Ч. 2: Табличный процессор Microsoft Excel / С.В. Демьянко, Н.А. Воронкина. – Минск: БГУ, 2008. – 43 с.
  16. Душкевич, О. Г. Решение химических задач в табличном процессоре Microsoft Excel: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-31 05 01 «Химия» / О. Г. Душкевич. – Минск: БГУ, 2011. – 48 с.
  17. Кузьмин, К.Г. Теория вероятностей и математическая статистика: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-25 01 03 “Мировая экономика” / К.Г Кузьмин, Н.И. Широканова. – Минск: БГУ, 2009. – 89 с.
  18. Петрушина, Т.С. Основы информационных технологий в примерах и заданиях: практикум для студентов факультета межд. отношений / Т.С. Петрушина, Т.И. Рабцевич. – Минск: БГУ, 2009. – 151 с.
  19. Прокашева, В.А. Задачи и упражнения по высшей математике. Математический анализ: учеб.-метод. пособие // В.А. Прокашева, Н.Н. Рачковский, Л.Г. Третьякова. / ГИУСТ БГУ. – Минск, 2011. – 58 с.
  20. Сиренко, С.Н. Методические рекомендации по курсу «Основы информатики» для социологов: учеб.-метод. пособие для студентов социально-гуманитарных специальностей: В 2 ч. / С.Н. Сиренко, Н.Б. Яблонская. – Минск: БГУ, 2008. – Ч. 2. – 48 с.
  21. Таныгина, А.Н. Экономико-математические методы и модели : учеб.-метод. пособие для студентов спец. 1-26 02 02 «Менеджмент» / А.Н. Таныгина. – Минск: БГУ, 2012. – 86 с.
  22. Яшкин, В.И. Теория вероятностей и математическая статистика: практикум для студентов специальности 1-96 01 01 «Таможенное дело» / В.И. Яшкин, С.Н. Барановская. – Минск: БГУ, 2011. – 92 с.

Методическое пособие [1] представляет собой избранные главы курса «Основы высшей математики» для студентов-философов. В нем приводится большое количество разобранных математических примеров и задач с философско–гуманитарным контекстом.

Учебно-методическое пособие [2] представляет собой краткий курс лекций для студентов-международников. Лекции каждой темы сопровождаются пояснительными примерами, в том числе имеющими профессиональную направленность. В пособии много поясняющих теорию рисунков, которые делают изложение материала более наглядным, учитывая при этом гуманитарную направленность образования будущих специалистов по международным отношениям.

Учебное пособие в двух частях [7] представляет собой курс лекций по высшей математике для студентов географических и геоэкологических специальностей ( с грифом Министерства образования Республики Беларусь). Оно содержит примеры из физической и экономической географии, иллюстрирующие основные математические понятия. Рассматриваются также математические модели, описывающие некоторые процессы, протекающие в сложных природных и природно-хозяйственных системах. Большое внимание уделено решению типовых примеров и задач, поясняющих теоретический материал.

Методическое пособие [17] создано на основе опыта чтения лекций по курсу «Теория вероятностей и математическая статистика», который читается для студентов второго курса отделения «Мировая экономика» факультета международных отношений БГУ. Данный курс опирается на курс высшей математики и служит основой для ряда дисциплин специализации экономистов – мировой экономики, микроэкономики макроэкономики, экономической теории. Структура изложения максимально приближена к структуре лекционных и практических занятий, поэтому данное пособие может одновременно играть роль опорного конспекта лекций, справочника и задачника.

Вопросы преподавания математики и информатики студентам нематематических специальностей постоянно обсуждаются сотрудниками кафедры общей математики и информатики также в журнальных публикациях. В них отражен позитивный опыт преподавания этих дисциплин студентам-гуманитариям и студентам естественнонаучных специальностей Белорусского государственного университета.

  1. Еровенко, В. А. «Максима Канта» и общее математическое образование / В.А. Еровенко // Наука и инновации. – 2008. – № 1. – С. 9–12.
  2. Еровенко, В.А. «Моцарт и Сальери» как мировоззренческая проблема гуманитарного и математического познания / В.А. Еровенко // Проблемы онтогносеологического обоснования математических и естественных наук: Сборник статей / КГУ. – Курск, 2008. – С. 17–54.
  3. Еровенко, В.А. Актуализация артефакта: мировоззренческая проблема взаимодействия математики и философии / В.А. Еровенко // Философия и социальные науки. – 2008. – № 3. – С. 44–50.
  4. Еровенко, В.А. Пророчество Декарта и “наука о воспитании” математической культуры гуманитариев / В.А. Еровенко // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 32–39.
  5. Еровенко, В.А. Математика и философия: чувство онтологического одиночества / В.А. Еровенко,  Н.В. Михайлова  // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2008. – № 2. – С. 3–10.
  6. Еровенко, В.А. Обзор исследований по теории операторов, математическим моделям и методологии на кафедре общей математике и информатики / В.А. Еровенко, А.А. Самодуров, В.И. Яшкин // Механико-математический факультет. Вчера, сегодня, завтра. К 50-летию со дня образования. – Минск: БГУ, 2008. – С. 137–150.
  7. Еровенко, В.А. Миссия школы и университета в математическом образовании гуманитариев / В.А. Еровенко, С.Н. Сиренко  // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 4. – С. 54–60.
  8. Еровенко, В.А. «Запрет Витгенштейна» и интеллектуальная целостность математического и философского знания / В.А. Еровенко, С.В. Демьянко // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2008. – № 2. – С. 3–8.
  9. Еровенко, В.А. «Символ философской простоты», или Почему для натуральных чисел справедливы законы арифметики? / В.А. Еровенко, Н.Б. Яблонская // Философия и социальные науки. – 2009. – № 3. – С. 60–67.
  10. Еровенко, В.А. «Максима чистого разума» и культорологическая составляющая математического знания / В.А. Еровенко, С.В. Демьянко // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 2. – С. 52–58.
  11. Еровенко, В.А. Закон тройного понимания в эпоху гуманитарного полуобразования / В.А. Еровенко // Педагогика. – М., 2010. – № 9. – С. 65–72.
  12. Еровенко, В.А. Votum separatum: нужна ли юристам «математика права»? / В.А. Еровенко // Вышэйшая школа. – 2010. – № 5. – С. 68–74.
  13. Еровенко, В.А. Философия математического образования как актуальная проблема философии понимания / В.А. Еровенко, Е.К. Щетникович // Адукацыя i выхаванне. – 2010. – № 12. – С. 60–65.
  14. Еровенко, В.А. Методологическая ценность «правовой математики» в междисциплинарном дискурсе / В.А. Еровенко // Высшее образование сегодня. – М., 2010. – № 12. – С. 88–92.
  15. Еровенко, В. «Математическое правоведение» в контексте современного юридического университетского образования / В. Еровенко // Юстыцыя Беларусi. – 2010. – № 11. – С. 56–58.
  16. Еровенко, В. «Ватсон против Холмса»: о мировоззренческих горизонтах философии международного права / В. Еровенко // Юстыцыя Беларусi. – 2011. – № 3. – С. 63–65.
  17. Еровенко, В. Дидактика бескультурья: Зачем юристам изучать основы высшей математики? / В. Еровенко // Беларуская думка. – 2011. – № 1. – С. 88–94.
  18. Еровенко, В.А. Проблема мотивации «юридической математики» в имплицитной достоверности образовательной стратегии правоведов / В.А. Еровенко // Право и образование. – М., 2011. – № 3. – С. 76–83.
  19. Еровенко, В.А. Системная триада в контексте целостного гуманитарного образования / В.А. Еровенко // Alma mater. – М., 2011. – № 6. – С. 64–69.
  20. Еровенко, В.А. Системный подход к философской проблеме обоснования постгёделевской математики / В.А. Еровенко, Н.В. Михайлова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2011. – № 2. – С. 8–15.
  21. Еровенко, В.А. Аксиоматический путь – начало или конец понимаемой математики? / В.А. Еровенко, О.В. Гулина // Адукацыя i выхаванне. – 2011. – № 2. – С. 37–45.
  22. Еровенко, В.А. «Миссия университета» и образовательные ценности в категориях апологии гуманитарной математики / В.А. Еровенко // Вышэйшая школа. – 2011. – № 2. – С. 34–38.
  23. Еровенко, В. «Доказательство вины» Дездемоны: к профессионально направленному курсу математики в юриспруденции / В. Еровенко // Юстыцыя Беларусi. – 2012. – № 6. – С. 58–60.
  24. Еровенко, В.А. «Расширение методологического горизонта», или философская сущность принципа математической индукции / В.А. Еровенко, М.В. Мартон // Философия и социальные науки. – 2012. – № 1/2. – С. 45–52.
  25. Еровенко, В.А. «Парадокс Кондорсе», или математическая социология как методическая проблема конструктивного взаимодействия / В.А. Еровенко, О.А. Велько // Вышэйшая школа. – 2012. – № 3. – С. 47–50.
  26. Еровенко, В.А. Понимаемый диалог в гуманитарно-математическом познании / В.А. Еровенко // Педагогика. – М., 2012. – № 2. – С. 43–50.
  27. Еровенко, В.А. Философско-математическая рефлексия как проявление интеллектуальной компетентности правоведов / В.А. Еровенко // Право и образование. – М., 2012. – № 5. – С. 14–23.
  28. Еровенко, В.А. Вероятность конкурирующих гипотез, или «достоверность свидетельских показаний» / В.А. Еровенко, Е.К. Щетникович // Веснік МГУ імя А.А. Куляшова. Сер. В. Прыродазнаўчыя навукі. – 2012. – № 1(39). – С. 30–41.
  29. Еровенко, В.А. Исследования по методологическим проблемам современного университетского образования на кафедре общей математики и информатики / В.А. Еровенко // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апреля 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 3–42.
  30. Еровенко, В.А. Парадокс транзитивности объяснения общей математики для философов / В.А. Еровенко // Alma mater. – М., 2013. – № 4. – С. 30–35.
  31. Еровенко В. А. «История и методология математики» как мировоззренческая дисциплина для студентов механико-математического факультета / В.А. Еровенко // Вышэйшая школа. – 2013. – № 2. – С. 36–40.
  32. Матейко, О.М. Профессионально ориентированный курс «Высшая математика» для студентов географических специальностей / О.М. Матейко, А.Н. Таныгина // Веснік МДУ імя А.А. Куляшова. Сер. B, прыродазнаўчыя навукi. – 2011. – № 2 (38). – С. 28–36.

Вопросы преподавания математики и информатики студентам нематематических специальностей  обсуждаются сотрудниками кафедры общей математики и информатики также на различных конференциях. Вот некоторые из статей в сборниках научных трудов  и материалах конференций.

  1. Дегтяренко, Н.А. Математическое моделирование в контексте новой образовательной парадигмы: из опыта химического факультета БГУ / Н.А. Дегтяренко, Л.А. Шмат // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С. 143−146.
  2. Дегтяренко, Н.А. Математическое моделирование как средство реализации триадного подхода при формировании учебных дисциплин / Н.А. Дегтяренко, B.А. Прокашева // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: материалы X Междунар. конф., Минск, 6−7 апреля 2012 г. / редкол.: В.А. Прокашева (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. − С. 269–272.
  3. Демьянко, С.В. Обучение использованию компьютера в профессиональной работе правоведа / С.В. Демьянко, С.А. Барвенов // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В. А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С. 222–225.
  4. Мартон, М.В. Об односеместровом курсе «Основы высшей математики» для студентов-философов заочной формы обучения / М.В. Мартон // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 81–84.
  5. Матейко, О.М. Реализация профессиональной направленности в университетском учебном пособии «Высшая математика для географов» / О.М. Матейко, А.Н. Таныгина // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 169–171.
  6. Плащинский, П.В. Высшая математика и социально-административный менеджмент / П.В. Плащинский // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 92–95.
  7. Прокашева, В.А. Активизация самостоятельной работы студентов биологического факультета / В.А. Прокашева, Н.В. Кепчик // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практич. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 180–182.
  8. Самадураў, А.А. Прафесійная накіраванасць у выкладанні матэматыкі студэнтам гістарычнага факультэта / А.А. Самадураў, А.М. Мацейка // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 95–98.
  9. Яблонская Н.Б. Структура и основные требования учебной дисциплины «Основы высшей математики» для студентов-психологов // Якісна освіта XXI століття: проблеми і пошуки: Збірнік матеріалів Всеукраїнської  науково-методичної конференції, Донецьк, 14 березня 2009 року: у 2-х т. / ДонНУ. – Донецьк, 2009. – Т. 1. – С. 444–449.
  10. Яблонская, Н.Б. Мотивированное обучение дисциплине «Основы высшей математики» курсантов-психологов военного факультета БГУ / Н.Б. Яблонская // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 111–114.
  11. Яшкин В.И. О методике параллельного изучения в концепции курса «Высшая математика» для химических специальностей  // Якісна освіта XXI століття: проблеми і пошуки: Збірнік матеріалів Всеукраїнської  науково-методичної конференції, Донецьк, 14 березня 2009 року: у 2-х т. / ДонНУ. – Донецьк, 2009. – Т. 1. – С. 449–454.
  12. Велько, О.А. Методические подходы к преподаванию математики студентам-социологам / О.А. Велько // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 58–61.
  13. Велько, О.А. Значение информационных технологий в повышении качества математического образования социологов / О.А. Велько, В.В. Коротков // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апреля 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С. 211–213.
  14. Воронкина, Н.А. Реализация межпредметных связей в рамках курса «Основы информатики» для студентов–географов военного факультета / Н.А. Воронкина, М.Н. Василевич // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 213–216.
  15. Петрушина, Т.С. Из опыта проведения семинарских занятий по информационным технологиям для студентов специальности «Международные отношения» / Т.С. Петрушина, Ю.И. Пономаренко // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 249–252.
  16. Тимохович, О.В. Профессиональная направленность преподавания дисциплины «Высшая математика и информатика» студентам специальности «Геология» / О.В. Тимохович, Т.С. Шлапакова // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск 20–21 апреля 2012 г. / редкол.: В.А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С.278 – 281.
  17. Шмат, Л.А. О проведении практического занятия по теме «Решение обыкновенных дифференциальных уравнений» со студентами-экологами / Л.А. Шмат // Математика и информатика в естественнонаучном и гуманитарном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 апр. 2012 г. / редкол.: В. А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С. 193−195.