Заведующий кафедрой
Преподаваемые дисциплины
  • Математический анализ
Brovka@bsu.by
(8 017) 209-55-70
пр. Независимости 4, к. 139

Бровка Наталья Владимировна

Профессор, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук

Дата рождения: 30 мая
Место рождения: г. Минск, Беларусь

После окончания гимназии № 50 г. Минска высшее образование (диплом с отличием) получила на механико-математическом факультете Белорусского государственного университета по специальности «Математика».

1981–1986 – инженер-программист вычислительного центра БГУ.

Затем поступила в аспирантуру на кафедре теории функций механико-математического факультета, на котором работала с 1991 года в должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента и профессора.

1991 – защитила диссертацию «Явное решение некоторых двухэлементных задач сопряжения для аналитических функций» на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук.

2000 – присуждено ученое звание доцента по специальности «Математика».

2011 – после защиты диссертации «Интеграция теории и практики обучения студентов математике как средство повышения качества математической подготовки» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика) присуждена ученая степень доктора педагогических наук.

2012–наст.вр. – профессор кафедры теории функций ММФ БГУ.

2012–2013 – по совместительству профессор и заведующая кафедрой математического анализа БГПУ им. М. Танка.

С 2013 года по совместительству является профессором кафедры математики и методики преподавания математики БГПУ им. М. Танка.

С 2021 года назначена заведующим кафедрой теории функций.

Научный соруководитель и исполнитель совместного научного проекта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда «Методологические, методические и технологические основы интеграции национальных образовательных стандартов общего и высшего славянского (российско-белорусско-украинского) математического образования» (2013–2014);

Международный эксперт по результатам разработки проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – физ.-мат. науки, математика), в рамках Федеральной целевой программы развития образования Российской Федерации на 2011–2015.

Как член организационных комитетов выступала с пленарными докладами на международных научно-практических конференциях в Польше (Universitet Przyrodniczno-Hemanistyczny), Москве (МПГУ, МГГУ), Ярославле (ЯГПУ), Минске (БГУ, БГПУ, АПО, НИО), Могилеве (МГУ), Бресте (БрГУ).

Под ее руководством успешно защитили кандидатские диссертации двое аспирантов – И.А. Голёнова и Д.И. Прохоров.

В настоящее время также:

Является автором более 140 публикаций, среди которых статьи и 2 монографии, изданные в Болгарии, Германии, Литве, Польше, Украине, а также 14 учебных и учебно-методических пособий.

Статьи в журналах и материалах конференций

  1. Бровка Н.В. О реализации семантических связей при обучении студентов математическому анализу// Математические методы в технике и технологиях: сб. тр. междунар. науч. конф.: в 12 т. Т. 5, СПб., СГТУ, май 2017/ под общ. ред. А. А. Большакова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. — 140 с. – C. 97 – 102.
  2. Бровка Н.В., Зыль Д.И. Наглядное моделирование поточечной и равномерной сходимостей функциональных последователь-ностей// Математические методы в технике и технологиях: сб. тр. междунар. науч. конф.: в 12 т., Т. 9, 22- 26 октября, 2017, Минск, БГАТУ, БНТУ,СГТУ / под общ. ред. А. А. Большакова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – С. 61-65 3. Бровка Н.В. Некоторые аспекты подготовки кадров по теории обучения математике   и информатике// Матер междунар. научно-практ. конф. «Система государственной аттестации научных работников высшей квалификации»,посвящ. 25-летию ВАК РБ, Минск, НАН РБ, 14–15 сент. 2017 года– С. 21 — 25
  3. Бровка Н.В. Дидактические особенности преподавания математики в современном вузе // Матер междунар. научно-практ. конф. «Ориентации и предприятия в образовании» 23-25 мая 2017 г, Г. Седлице (Польша) – Universytet Przyrodnicno-Humanistyzny, Т.1. — Р. 27 – 32.
  4. Бровка Н.В. Об интеграции теории и практики в обучении студентов математике // Математические методы в технике и технологиях: сб. тр. междунар. науч. конф.(пленарные доклады) — Т. 11, СПб., СГТУ, 22- 25 октября 2017/ под общ. ред. А. А. Большакова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. –  C. 63 –69.
  5. Богданова Д.А., Бровка Н.В. Дружественный интернет: каким его видят британские школьники / Д.А.Богданова, Н.В.Бровка// Образование и информатика, М., 2017. –N.4. – C. 19 – 23.
  6. Богданова Д.А., Бровка Н.В. Безопасный секстинг? /Д.А. Богданова, Н.В. Бровка // Дистанционное и виртуальное обучение. Современная гуманитарная академия. – № 2, 2018.– С.127-134.
  7. Король А.Д. , Бровка Н.В. Об актуальности исследований по теории обучения математике и информатике/ А. Д. Король, Н.В. Бровка // Педагогическая информатика. – № 1, 2018. –  С. 119 – 130.
  8. Brovka N, Bogdanova D.On the problem of internet-safety of schoolchildren/ Brovka N., Bogdanova D. // XVI Miedzynarodowa Konferencja Naukowa «Uczenie sie przez cale zycie – terazniejszosc i perspektywy», Ministerstwo Nauki i Szkoinictwa Wyzszego, Uniwersytet Przyrodniczo-Humanistyczny, 11.06. -13.06. 2018, Siedlce: Elpil.  – S. 12 – 19.
  9. Dyachuk P., Brovka N., Noskov  ,  Peregudova  I.  Interactive   self-regulation  of  educational  activity  in  identification  of  complex objects // Матер. II  Междунар. науч. конф. «Информатизация образования и методика электронного обучения», Красноярск, 25–28 сент. 2018 г. : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. М. В. Носкова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. – С.  90- 95
  10. Бровка Н.В. Некоторые аспекты разработки компьютерных средств обучения математике/ Матер. IV Междунар. науч. Конф. «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе» МПГУ, 4-5 дек. 2018 //  Под. ред. М.В.Егуповой, Л.В.Боженковой.. –  Калуга: «Политоп», 2018. – Т.2 – С. 135-142.
  11. Бровка Н.В., Дьячук П.П., Денисенко О.И., Перегудова И.П. Математическая модель обучения активного агента идентификации структурных элементов объекта // Математические методы в технике и технологиях- 31: сб. тр. междунар. науч. конф. в 12 томах — Т. 5, СПб., СГТУ, 2018/ под общ. ред. А. А. Большакова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. –  C. 88 –93.
  12. Бровка Н.В., Дьячук П.П., Носков М.В., Перегудова И.П. Динамические компьютерные тесты-тренажеры научения решению задач на основе оценочной обратной связи // Математические методы в технике и технологиях- 31: сб. тр. междунар. науч. конф. в 12 томах — Т. 5, СПб., СГТУ, 2018 / под общ. ред. А. А. Большакова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. –  C. 93 – 100.
  13. Бровка Н.В., Ляцкая А.В. К вопросу разработки диагностических заданий по математическому анализу//Матер. Респ. Науч.-практ.конф. «Математические и физические методы исследований: научный и методический аспекты»,25-26 апреля 2019 года, БрГУ им. А.С.Пушкина. – С. 25 – 27.
  14. Король А.Д., Бровка Н.В. О теории и практике креативного образования в Беларуси // Współczesne konteksty edukacji dorosłych (Современные контексты обра-зования взрослых) , Siedlce:WN IKRiBL, 2019. – С. 179 -187.
  15. Бровка Н.В., Новик И.А. О педагогических идеях А.А.Столяра и современ-ных исследованиях по теории обучения математике//Матер. Междун. конф., посв. 100-летию А.А. Столяра, МГУ им. А. Кулешова, 21-23 февраля 2019 г. – С. 5 –7.
  16. Бровка Н.В., Карпова А.В. Об актуальности дробного интегро-дифференцирования в подготовке магистров математических специальностей //Матер. Междунар. конф. «Математические методы в технике и технологиях – 32», СпбГТУ, 5- 7 июня 2019 г., Санкт-Петербург. – Т.12. – С. 56 – 58.
  17. Бровка Н.В. Содержательно-дидактические аспекты компьютеризации обучения студентов механико-математических специальностей //Матер.III Междунар. науч.конф. «Информатизация образования и электронные средства обучения» 25-28 сент, СФУ, Красноярск. – Ч.2- С. 156- 160.
  18. Бровка Н.В., Францкевич А.А. О STEM-образовании школьников и методике обучения школьников основам алгоритмизации с использованием визуальных языков программирования // Математические методы в технике и технологиях: cб. тр. межд. науч.конф. в 12 т. Спб: изд-во Политехн. Ун-та. – Т.12, ч.3- С. 95- 100.
  19. Бровка Н.В., Прохоров Д.И. О мобильных приложениях и обучении математике // Математические методы в технике и технологиях: cб. тр. межд. науч.конф. в 12 т. Спб: изд-во Политехн. Ун-та. – Т.12, ч.3- С. 100- 104.

Учебно-методические и учебные пособия

  1. Новик, И. А. Задачи по математике / И. А. Новик, Н. К. Пещенко, Н. В. Бровка. – Минск: Нар. асвета, 1984. – 94 с.
  2. Примачук, Л. П. Дифференциальные формы: учеб.-метод. пособие для студентов: в 2 ч. / Л.П. Примачук, Н.В. Бровка, А. Э. Малевич . – Минск: Белорус. гос. ун-т,1999.– Ч. 1. – 25 с.
  3. Примачук, Л.П. Дифференциальные формы : учеб.-метод. пособие для студентов : в 2 ч. / Л.П. Примачук, Н.В. Бровка, А.Э. Малевич . – Минск: Белорус. гос. ун-т, 2000. – Ч. 2. – 37 с.
  4. Расолько, Г.А. Система тестов по математике и информатике на базе пакета MathCad 2000 : учеб.-метод. пособие. Ч. 3 Контрольные и тестовые задания. / Г. А. Расолько, Н. В. Бровка, Ю. А. Кремень, Л. Г. Третьякова. – Минск, 2003. – 90 с.
  5. Новик, И.А. Методы решения стандартных и нестандартных задач, содержащих знак модуля : эксперим. программа курса по выбору для XI–XII кл., учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования с рус. и белорус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения / И.А. Новик, Н.В. Бровка, О. В. Хайновская. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2004. – 30 с.
  6. Бровка, Н.В. Замена переменных в дифференциальных выражениях: практикум для студентов / Н.В. Бровка, Л.П. Примачук. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2005. – 44 с.
  7.  Новик, И.А. Методы решения стандартных и нестандартных задач, содержащих знак модуля с использованием программного обеспечения: учеб.-метод. пособие для учителей / И.А Новик, Н.В. Бровка, О.В Хайновская. –Минск : Ольден, 2006. –107 с.
  8.  Бровка, Н. В. Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы: практикум для студентов мат. фак. / Н. В. Бровка. – Минск: БГУ, 2007. – 80 с.
  9.  Новик, И. А. Практикум по методике обучения математике: учеб. пособие / И. А. Новик, Н. В. Бровка. – М.: Дрофа, 2008. – 236 с.
  10. Бровка, Н.В. Формы и средства интеграции теории и практики обучения студентов обучения студентов математике. Учебно-метод. пособие / Н. В. Бровка. — Минск: БГПУ, 2009. — 144 с.
  11. Бровка Н.В. Формирование основ культуры занятий математикой: 9 класс./ Н.В.Бровка // программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению — Минск: НИО, 2009. — С. 41- 47.
  12. Использование информационных технологий в математике на примере MathCad. Учебно-методическое пособие/  Г. А. Расолько, Н. В. Бровка, Ю. А. Кремень, Л. Г. Третьякова. – Мн.: БГУ, 2010. – 358 с.
  13. Бровка, Н.В. Математический анализ. Функции многих переменных и дифференциальные формы: учебное пособие для студентов математических факультетов / Н.В. Бровка, Л.П. Примачук — Минск: БГУ, 2010. — 340с.
  14. Краткий курс истории вычислительной техники и информатики / С.В. Абламейко, И.А. Новик, Н.В. Бровка. – Минск: БГУ, 2014. – 183 с.
  15. История математики. Курс лекций / И.А. Новик, Н.В. Бровка – Минск: БГПУ, 2018. – 168 с.

Программы

  1. Учебная программа дисциплины «Методология математических исследований» для магистрантов первого курса ММФ для специальности 1-31 80 03 Математика и компьютерные науки профилизации: Математика, Математика и дидактика математики, Веб-программирование и интернет-технологии, Математическое и программное обеспечение мобильных устройств, Компьютерная математика и системный анализ
  2. Учебная программа дисциплины «История и методология дидактики математики» для магистрантов первого курса ММФ специальности 1-31 80 03 Математика и компьютерные науки профилизации Математика и дидактика математики
  3. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальностям 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика), теория и методика обучения и воспитания (информатика)
  4. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальностям 13.00.02 –теория и методика обучения и воспитания (информатика)
  5. Программа экзамена кандидатского минимума по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика)

Член редакционных коллегий журналов: «Матэматыка», «Весцi БДПУ» (Беларусь), «Вестник КГПУ им. Астафьева» (РФ), «Актуальные проблемы обучения математике» (Украина).

Руководит магистрантами в БГУ, БГПУ и БрГУ.

Руководит аспирантами: гранты МО РБ получили аспирант БГПУ (2015) и аспирант научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (2014).

Действительный член Ассоциации профессоров славянских стран (София, 2012).

Действительный член РАИО (Российской академии информатизации образования).

Награды

  • Благодарность ректора БГУ (2009).
  • Была занесена на Доску почета БГУ (2012).
  • Грамота Министерства образования РБ (2013).
  • Почетные грамоты БГУ (2008, 2014).
  • Почетная грамота БГУ (2013г., 2016г.)
  • Почетная грамота Министерства образования РБ (2018)
  • Нагрудный знак «Заслуженный работник БГУ» (2018)
  • Нагрудный знак Министерства образования РБ «Отличник образования»  (№3638, 2019 г.)