Функциональный анализ

1

Название дисциплины

Функциональный анализ

2

Курс обучения

3, специальность Математика (научно-конструкторская деятельность)

3

Семестр обучения

5

4

Количество кредитов

2

5

Ф.И.О. лектора

Яблонская Анна Геннадьевна

6

Цели изучения дисциплины

освоение студентами языка современной математики, владение общими конструкциями и умение их применять в теоретических и прикладных задачах.

 В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:

–          выявлять конструкции функционального анализа в конкретных задачах;

–          устанавливать свойства отображений в функциональных пространствах;

–          применять результаты функционального анализа для решения теоретических и прикладных задач;

 

Пререквизиты

Алгебра и теория чисел,

Дискретная математика,

Аналитическая геометрия,

Математический анализ,

Дифференциальные уравнения,

Теория функций комплексного переменного

8

Содержание дисциплины

Тема 5 Гильбертовы пространства. Определение скалярного произведения. Неравенство Коши-Буняковского. Гильбертовы пространства. Теорема о проекции. Теорема о рядах Фурье.

Тема 6 Линейные  уравнения в банаховых  пространствах. Обратимые  операторы. Теоремы об обратимости. Теорема Банаха об обратном операторе.  Спектр и резольвента линейного ограниченного оператора.

Тема 7  Сопряженные пространства и сопряженные операторы.  Линейные ограниченные функционалы. Теорема Хана-Банаха.  Общий вид линейного ограниченного  функционала в гильбертовых и некоторых других  конкретных пространствах. Сопряженное пространство. Сопряженный оператор и его свойства. Теорема об условиях разрешимости линейного уравнения

 Тема 8 Уравнения с компактными  операторами. Альтернатива Фредгольма  для уравнений с операторами конечного ранга. Компактные операторы. Компактность интегральных операторов в конкретных пространствах. Критерий конечномерности нормированного пространства. Теория Рисса-Шаудера для уравнений с компактными операторами в гильбертовом пространстве. Альтернатива Фредгольма для интегральных уравнений.

9

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Антоневич А.Б., Радыно Я.В. Функциональный анализ и интегральные уравнения. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, Изд-во БГУ, 2006.

Антоневич А.Б., Мазель М.Х., Радыно Я.В. Функциональный анализ и интегральные уравнения. Учебное пособие. Минск, Изд-во БГУ, 2011.

Колмогоров А.Н., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. М., Физматлит, 2004.

Люстерник Л.А., Соболев В.И. Краткий курс функционального анализа. М., Высшая школа, 1982.

Треногин В.А. Функциональный анализ. М., Физматлит, 2002.

Дополнительная литература:

Березанский Ю.М., Ус Г.Ю., Шефтель З.Г. Функциональный анализ. Курс лекций. Киев, Выща школа, 1990.

Канторович Л.В., Акилов Г.П. Функциональный анализ. СПб., Невский Диалект, БХВ-Петербург, 2002.

Кириллов А.А., Гвишиани А.Д. Теоремы и задачи функционального анализа. М., Наука, 1979.

Антоневич А.Б., Князев П.Н., Радыно Я.В. Задачи и упражнения по функциональному анализу. Минск, Вышэйшая школа, 1978.

10

Методы преподавания

интерактивные методы обучения (работа в малых группах (команде), проблемное обучение) организуются с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы.  Совместная деятельность означает, что каждый студент вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи

11

Язык обучения

Русский

12

Условия (требования), текущий контроль

— контрольная работа;

— коллоквиум

Оценка  на экзамене выставляется с учетом: Оценка на экзамене выставляется с учетом: 30% — работа на лабораторных и практических занятиях, 70% — устный экзамен.

13

Форма текущей аттестации

экзамен