Механико-математический факультет БГУ еще с конца 1990-х годов начал распределять студентов в частные ИТ-компании. Как вспоминает декан мехмата Дмитрий Медведев, во время обсуждения идеи создания Парка высоких технологий его основатели задумались об участии компаний-резидентов в подготовке молодых специалистов в университетах. Наиболее компактным и привычным вариантом для студентов был выбран формат лабораторий.

Лаборатории резидентов ПВТ ничем не отличаются от обычных университетских аудиторий, кроме собственной техники и преподавателя от компании. Представители ИТ-предприятий обучают студентов навыкам, характерным для направленности компании. В подобных лабораториях молодые специалисты могут проходить практику или даже участвовать в проектах предприятия под руководством преподавателя. «Проекты в ИТ-компаниях доверяют ответственным руководителям, а он уже на свое усмотрение набирает команду. Иногда он сам решает взять студента из лаборатории. Тогда с ним заключают договор подряда, и по завершении проекта он получает вознаграждение», — рассказывает о потенциальных возможностях Медведев. Кроме того, поясняет декан факультета, обучение и работа в лабораториях бесплатна, но дополнительные курсы от резидента ПВТ могут оплачиваться отдельно.

EPAM стал первой компанией, обосновавшейся в альма-матер белорусских программистов. Сейчас студенты мехмата практикуются и пополняют свои знания еще и в лабораториях Exadel, HiQo Solutions, IBA, iTransition и Qulix. Только три из них действуют на факультете, а остальные компании организуют занятия в своих офисах. «Чаще всего студенты, приходящие учиться в лаборатории от частных предприятий, находят там работу», — делится наблюдением декан.

Но резидентами ПВТ сотрудничество факультета не ограничивается. К примеру, «Беларуськалий» тесно взаимодействует с кафедрой теоретической и прикладной механики, где в том числе занимаются и геомеханикой. В лаборатории калийного предприятия студенты учатся моделировать и просчитывать работы в шахтах. А производитель медицинских имплантов «Алтимед» работает с кафедрой биомеханики, с которой сотрудничает НИИ травматологии и ортопедии. По словам Медведева, периодически как солигорский гигант, так и медицинская компания предлагают команде студентов выполнить реальные кейсы (к примеру, рассчитать элементы протезирования или выработку шахты) по хоздоговору. Декан факультета выступает сторонником синтеза реального практического опыта во время обучения студентов, однако он беспокоится и об успеваемости молодых специалистов на основных занятиях:

«Я бы хотел, чтобы работа в лабораториях не мешала обучению студентов. Первые два года мы очень жестко следим за обучением студентов, а потом вынуждены заставлять их ходить на пары, потому что они начинают зарабатывать и ставят это в приоритет. Но если они упустят знания, которые здесь им даются, они их уже никогда не восполнят. А работа от них никогда не уйдет», — уверен Медведев. Но образование в ИТ не может быть в отрыве от реальных разработок, продолжает рассуждать собеседник. Декан объясняет, что администрация факультета старается разрабатывать учебный план с фундаментальными знаниями в основе и спецкурсами или факультативами, которые соответствуют современным тенденциям индустрии.

Некоторые предприятия также помогают улучшать качество обучения на мехмате и вкладывают в расширение материально-технической базы факультета. Но, по мнению Медведева, были бы не менее полезны вложения ИТ-компаний и в научные разработки вуза.

«Мы даем своим студентам гибкость мышления, и это самое ценное, что мы может предложить отечественному ИТ. Но наука должна развиваться. И если мы с ИТ-индустрией сможем разрабатывать то, что будет нужно послезавтра, это будет очень здорово», — резюмирует декан мехмата.

Читать полностью…