1 |
Название дисциплины |
Теория информации |
2 |
Курс обучения, специальность |
3, специальность «Механика» |
3 |
Семестр обучения |
5 |
4 |
Количество кредитов |
3 |
5 |
Ф.И.О. лектора |
Д-р техн. н., доцент А.В.Богданович |
6 |
Цели изучения дисциплины |
Формирование социальных знаний по вопросам количественной оценки информационных характеристик источников информации и каналов связи, эффектов и помехоустойчивого кодирования информации; усвоение основных определений и понятий; изучение принципов действия информационно-измерительных систем, подходов к их анализу и синтезу; освоение методов преобразования сигналов; изучение вопросов количественной оценки информации применительно к различным типам источников сообщений и каналов связи. В результате изучения студент должен уметь: — применять полученные знания для оценки эффективности систем обработки информации; — решать задачи по всем разделам курса. |
7 |
Пререквизиты |
Теория вероятности |
8 |
Содержание дисциплины |
Философский аспект понятия «информация». Информация и сообщение. Предмет теории информации. Классификация сигналов. Кодирование сигналов. Определение и классификация информационных и информационно-измерительных систем (ИИС). Статистический подход к анализу и синтезу ИИС. Конкретные системы на примере РЛС. Основные энергетические соотношения. Роль информации в повышении эффективности функционирования ИИС. Разложение произвольного сигнала по заданной системе функций. Ортогональные и ортонормированные системы. Обобщенный ряд Фурье. Неравенство Бесселя для произвольной ортогональной системы. Гармонический анализ периодических колебаний. Комплексная и тригонометрическая форма ряда Фурье. Гармонический анализ непериодических колебаний. Спектральная характеристика функции. Прямое и обратное преобразование Фурье. Дискретизация. Теорема Котельникова и особенности ее практического использования. Квантование по уровню. Погрешности. Импульсная модуляция и дельта-модуляция. Опыт как характеристика факта получения произвольной информации. Априорная и апостериорная неопределенности. Требования, предъявляемые к оценке количества информации. Мера информации по Хартли. Единица количества информации. Средняя априорная неопределенность. Понятие информационной энтропии. Формула Шеннона. Основные понятия энтропии. Количество информации от опыта в общем случае. Основные свойства количества информации. Относительная энтропия. Независимость относительной энтропии от конкретных значений случайной величины. Определение плотности вероятности, доставляющей максимум энтропии. Эргодические источники произвольного порядка. Эргодические случайные функции и последовательности. Энтропия эргодических источников. Фундаментальное свойство энтропии дискретных эргодических источников. Избыточность и поток информации источника сообщений. Структурная схема системы связи. Классификация каналов связи. Модель информационной системы передачи дискретных сообщений в отсутствие шумов. Скорость передачи информации. Пропускная способность дискретного канала связи. Эффективное кодирование. Теорема Крафта. Теорема Шеннона о кодировании сообщений. Построение эффективного кода при независимых символах источника. Методика Шеннона – Фано и методика Хаффмана. Модель канала связи, в котором действуют шумы. Первая, вторая и третья теоремы Шеннона о кодировании в присутствии шумов. Пропускная способность непрерывных каналов связи. Пропускная способность стационарной Гауссовой линии связи. Зависимость скорости передачи информации от распределения сигнала и шума по спектру частот. |
9 |
Рекомендуемая литература |
Лидовский, В.В.Теория информации: Учеб. пособие/ В.В. Лидовский.-М.: Физматлит, 2004. – 111 с. Фурсов, В.А. Лекции по теории информации: Учеб.пособие под ред. Н.А. Кузнецова / В.А. Фурсов. – Самара, 2006. – 148 с. Дмитриев, В.И. Прикладная теория информации. Учебник / В.И. Дмитриев. – М., 1989. – 332 с. Стратонович, Р.Л. Теория информации / Р.Л. Стратонович. – М., 1975. – 424 с. Голдман, С. Теория информации / С. Голдман. – М., 1957. – 446 с. |
10 |
Методы преподавания |
Лекции с презентациями, практические занятия с решением задач |
11 |
Язык обучения |
Русский |
12 |
Условия (требования), текущий контроль |
— контрольная работа; — выполнение заданий на практических занятиях. Отметка на экзамене выставляется с учетом: 45% — контрольная работа; 5% — выполнение заданий на практических работах; 50% — устный ответ на экзамене. |
13 |
Форма текущей аттестации |
Экзамен |